Научно-методологические основания развития системы образования
https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-6-2-75-82
Аннотация
Актуальность. В статье проводится анализ образования в контексте системного подхода, раскрываются характеристики образования как сложной динамической системы, не всегда поддающейся управлению посредством искусственно созданных структур в виде административного аппарата. На примере сложившихся особенностей современного отечественного образования раскрываются потенциальные возможности, предикторы и барьеры развития системы образования. Статья привлекает внимание к акмеологическому аспекту образования как социальной сферы и может быть положена в основу дальнейших эмпирических исследований в данном направлении.
Цель работы. В данной статье мы проанализируем методологические основание развития образования в контексте системного подхода.
Об авторе
Н. Ю. МарчукРоссия
Наталья Юрьевна Марчук, кандидат психологических наук., доцент
Екатеринбург
Список литературы
1. Ананьина Ю. В., Блинов В. И., Сергеев И. С. Образовательная среда: развитие образовательной среды среднего профессионального образования в условиях сетевой кластерной интеграции // М.: ООО «АВАНГЛИОН-ПРИНТ», 2012.
2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. – 271 с.
3. Груздева Н. В. Методологические подходы к созданию образовательного пространства школы // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб.: Речь., 2001. – С. 32-35.
4. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой; [сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Патяевой]. — М.: Смысл, 2001.
5. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах: От диссипативных структур к упорядоченности через флуктуации. М.: Мир, 1979. – 512 с.
6. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986.
7. Тарасов С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. – № 3.
8. Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985.
9. Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений // Молодой ученый, 2012. – № 5.
Рецензия
Для цитирования:
Марчук Н.Ю. Научно-методологические основания развития системы образования. Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2022;(2):75-82. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-6-2-75-82
For citation:
Marchuk N.Y. Scientific and methodological foundations for the development of the education system. Scientific and educational basics in physical culture and sports. 2022;(2):75-82. (In Russ.) https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-6-2-75-82