Preview

Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте

Расширенный поиск

Журнал создан с целью обеспечения современного качества высшего, дополнительного и среднего профессионального образования, и научных исследований в области физической культуры, спорта и адаптивной физической культуры. Руководство и редакционный коллектив журнала считают, что формирование современной системы образовательных услуг и научных исследований в сфере физической культуры и спорта, адаптивной физической культуры на основе принципов и методов менеджмента качества позволит обеспечить соответствие требованиям потребителей и заинтересованных сторон. Такой подход предъявляет повышенные требования к наукоемкости образовательного процесса. Для полноценного удовлетворения потребителей и заказчиков высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов в области физической культуры и спорта, адаптивной физической культуры необходимо повышение уровня грамотности, формирование и закрепление научного подхода к осуществлению профессиональной деятельности за счет постоянного совершенствования научной деятельности на основе системного подхода.

Задачи:

  • расширение и укрепление связей, обмен опытом и идеями в области образования ФКиС
  • стимулирование научно-исследовательской работы студентов и молодых ученых, совершенствование учебного процесса;
  • поощрение научно ориентированной молодежи и формирование кадрового потенциала для научно-исследовательской работы Института;
  • определение лучших научных работ студентов и молодых ученых в Уральском регионе.

Текущий выпуск

№ 4 (2024)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

10-14 46
Аннотация

Актуальность. В данной статье рассматриваются и анализируются методы поддержания зрения и работы при прицеливании, было выявлено что тема достаточно актуальная на сегодняшний день, так как спортсмены очень много времени уделяют прицеливанию и в связи с этим идет перенапряжение зрительных органов и в следствии садится зрение.

Цель исследования: выработка способов восстановления поддержания зрения у спортсменов, разработка рекомендаций по условиям техники стрельбы, при которых оптические несовершенства глаза в наименьшей степени отражаются на точности прицеливания, техническом результате и не приносят ущерба зрению лучника.

Методы и организация исследования. Для анализа из 6 спортсменов была составлена группа. Стрельба из лука на дистанцию 18 метров, 60 зачетных выстрелов. Время на стрельбу - 120 секунда на три выстрела. Затем в течении трёх недель спортсмены выполняли соответственный комплекс упражнений для зрения. На четвёртой неделе было повторное выполнение комплекса упражнений.

Выводы. Исследовав характеристику техники прицеливания при присутствии дефектов зрения, было выявлено что, лучнику не стоит долго целиться и сосредотачивать свой взгляд на каком либо объекте в промежутке между прицеливанием. Чтобы сохранить «работоспособность» глаза, не понижая при этом точность прицеливания, лучнику не стоит вовремя или перед стрельбой смотреть на объекты с яркой освещённостью, а также нужно избегать воздействия на глаза резких переходов от тени к свету.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

16-21 19
Аннотация

Актуальность. В статье рассматривается сравнение гармоничного  развития двигательных способностей при традиционном физическом воспитании и функционально-двигательном комплексном физическом воспитании детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста  в условиях Крайнего Севера.

Цель исследованияпоказано преимущество направленности функционально-двигательного комплексного физического воспитания в гармоничном развитии детей 2-5 лет в условиях Крайнего Севера.

Методы и организация исследования. Гармоничность развития двигательных навыков (ДН), физических качеств (ФК) и функционально-двигательных способностей (ФДС) детей 2–5 лет в условиях Крайнего Севера, рассматривалась на основе изученных нами данных уровня развития двигательных способностей детей в сравнении с возрастными нормативными показателями (Кравчук, 2013; Шредер, Кравчук, 2019; Мухина, 2017). В каждом виде подготовленности считалось гармоничным развитием ребенка выполнение возрастного норматива и невыполнение только одного из них, а близким к гармоничному развитию – невыполнение двух нормативов. Для оценки гармоничного состояния развития двигательных способностей детей учитывались оба показателя.

Выводы. Таким образом, анализ показателей видов подготовленности позволил выявить индивидуальное гармоничное развитие ребенка.

22-31 38
Аннотация

Актуальность. Эффект относительного возраста широко распространён в спорте, он оказывает влияние на отбор, условия тренировок, итоговый состав спортивных коллективов и мотивацию спортсменов, и, в конечном итоге, карьеру.

Целью нашего исследования была оценка влияния эффекта относительного возраста в российских лыжных гонках.

Методы и организация исследования. Даты рождения спортсменов были загружены с официального сайта Федерации лыжных гонок России (ФЛГР), с этого же сайта были скачаны итоговые рейтинги сезона по возрастным группам. Использовались два подхода – подсчет дат рождений спортсменов, входящих в каждый квартал года и выявление статистически значимых различий между их количеством в 4-х кварталах. Второй подход – расчет показателей регрессии Пуассона и определение индекса дискриминации спортсменов, которые были рождены в конце года по сравнению с рожденными в начале года. Использовались две выборки – спортсмены, вошедшие по итогам сезона 2023/24 в рейтинг ФЛГР, (881 спортсмен), и лыжники возрасте от 17 до 30 лет (1994 г.р. и младше), входящие в базу данных спортсменов официального сайта ФЛГР, общее количество 13671 спортсмен. Выборки были разделены на группы 17-18, 19-20, 21-23 лет и взрослых лыжников (24 года и старше) мужского и женского пола. Сбор и статистическая обработка данных были выполнены в программе RStudio.

Результаты. Было выявлено наличие эффекта относительного возраста в выборке спортсменов, входящих в базу данных официального сайта ФЛГР во всех возрастных группах у мужчин и в группе спортсменок старше 24 лет. В выборках квалифицированных лыжников (входящих в рейтинг ФЛГР) эффект относительного возраста был выявлен только в возрастной группе 17-19 лет у мужчин.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

33-40 27
Аннотация

Цель работы: изучить динамику физического развития и функционального состояния студенток в период обучения в высшем образовательном учреждении.

Материал и методы. В исследовании приняли участие студентки 18-23 лет, обучающиеся в университете. Теоретический анализ научно-методической литературы, обобщение собранного материала позволили определить проблемные аспекты возрастной периодизации исследуемого контингента.  Предполагалось, что исследование показателей физического развития и функционального состояния в начале и в конце обучения, позволит выявить проблемные аспекты физической активности этой возрастной категории.

Результаты.  Полученные в работе данные о физическом развитии и функциональном состоянии студенток конкретизируют представления об изменениях, происходящих с организмом девушек в период обучения в высшем образовательном учреждении. Анализ полученных результатов показал, что изменения росто-весовых показателей девушек соответствуют возрастной периодизации, а изменения в параметрах тела не несут значительных отклонений от возрастных норм. Но отсутствие физической нагрузки отрицательно повлияло на функциональные возможности дыхательной и сердечно – сосудистой системы.

Выводы. Выявлены проблемные аспекты физического развития и функционального состояния студенток, отмечена необходимость в модификации форм и средств физического совершенствования студенток на весь период обучения. 

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

42-49 39
Аннотация

Актуальность. Развитие паралимпийских видов спорта является важной задачей для обеспечения инклюзивного общества и создания равных возможностей для людей с ограниченными возможностями здоровья. На территории Свердловской области существуют значительные перспективы для роста и развития этого направления. В работе рассматриваются ключевые точки роста, включая создание доступной спортивной инфраструктуры, транспортной логистики. Особое внимание уделяется сотрудничеству между государственными структурами, общественными организациями и бизнес-сектором для достижения синергетического эффекта в развитии новых дисциплин и паралимпийского движения в регионе.

Цель – исследование тенденции развития адаптивного спорта и проведения Всероссийских физкультурных и спортивных мероприятий на территории Свердловской области.

Методы и организация исследования: Для успешной реализации программы развития адаптивной физической культуры и паралимпийского спорта на территории Свердловской области, необходимо постоянное повышение доступности сети специализированных спортивных объектов, оборудованных для тренировок и соревнований по адаптивным видам спорта, подготовка профессиональных тренеров, инструкторов, судей и медицинских работников, специализирующихся на работе с людьми с инвалидностью.

Выводы. Развитие адаптивного спорта на территории Свердловской области имеет значительный потенциал для роста и улучшения. Это создает благоприятные условия для устойчивого развития адаптивного спорта в Свердловской области, что приведет к увеличению числа активных участников, повышению уровня спортивного мастерства и укреплению позиций региона на всероссийском и международном уровнях.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

51-57 25
Аннотация

Актуальность. В статье представлен комплексный анализ государственной поддержки развития физической культуры и спорта в Брянской области и Пермском крае. Рассматриваются ключевые направления региональной политики в данной сфере, включая финансирование строительства и модернизации спортивных объектов, развитие массового спорта и спорта высших достижений, подготовку высококвалифицированных кадров, а также проведение спортивных мероприятий различного уровня.

Особое внимание уделяется изучению действующих целевых программ и мероприятий, направленных на популяризацию физической культуры и спорта среди различных категорий населения, вовлечение граждан в систематические занятия физической активностью, а также выявление и поддержку талантливых спортсменов. Анализируются объемы финансирования данной сферы из региональных бюджетов, источники привлечения дополнительных средств, а также эффективность использования выделенных ресурсов.

В ходе исследования проводится сравнительный анализ подходов к развитию физической культуры и спорта в Брянской области и Пермском крае, выявляются сильные и слабые стороны существующей системы поддержки в каждом регионе. На основе полученных результатов формулируются рекомендации по совершенствованию региональной политики в области физической культуры и спорта, направленные на повышение ее эффективности и устранение выявленных недостатков.

58-64 34
Аннотация

В статье представлены аспекты, характеризующие потребности рынка труда в специалистах различных квалификаций, и определяющие принятие решений при выборе траекторий обучения и образовательных программ на примере таких квалификаций как технические специалисты и инструкторы для зимних видов спорта.

Цель определение востребованности работодателями кадров технических квалификаций для организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, и региональных спортивных сборных команд.

Методы исследования. В рамках научно-исследовательской работы проводился мониторинг рынка труда в 2023 году на базе созданной ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры» информационно-аналитической системы «СМ КАДРЫ-ФК и С» и опросного веб-сервиса.

Выводы. В организациях и спортивных сборных командах в среднесрочном периоде выявлена востребованность технических специалистов для спортивных объектов и спортивных сборных команд по видам спорта. Формирование системы подготовки технических специалистов требует преодоления разнородности и отсутствия классификации квалификаций таких специалистов в нормативных документах.

Подготовка технических специалистов для видов спортивных объектов и видов спорта предлагается как содержание образовательных программ профессионалитета в области физической культуры и спорта, реализуемых для получения дополнительной квалификации по образовательным программам среднего профессионального образования, ил по программам повышения квалификации в форме стажировок.

IT-ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ

66-70 34
Аннотация

В статье рассматривается актуальность создания цифрового профиля спортсменов каратистов с учетом их физических и психологических особенностей, и его влияние на эффективность тактических действий в спортивном поединке. Представлена модель цифрового профиля спортсмена и определены конкретные показатели, которые будут использоваться при выборе индивидуальной тактической схемы ведения поединка.

Цель исследования - определение предрасположенности спортсмена к определенному стилю ведения поединка являться ключевым для достижения высоких результатов спортивной деятельности каратистов.

Организация и методы исследования. Для апробации разработанной программы нами будет проведено исследование, в ходе которого будет проведен анализ тактической подготовки спортсменов-каратистов, будут выявлены показатели критериев выбора технико-тактической схемы (стиля) ведения спортивного поединка (физические, антропометрические, психологические). К физическим показателям будут отнесены физические качества спортсмена, которые влияют на выбор технического и тактического стиля ведения поединка: скорость, скорость реакции, сила, выносливость, скоростная выносливость, координационные способности. К антропометрическим показателям мы отнесем соотношение роста и веса спортсмена, а также такой показатель, как плечо силы, при выполнении основных технических действиях, используемых в каратэ. К психологическим показателям мы отнесем типы темперамента, такие как сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Выводы. Вопросы, связанные с применение цифрового профиля спортсмена для индивидуализации тактической подготовки спортсменов каратистов, остаются открытыми. Для проведения исследования мы планируем создать систему, при которой совокупность исходных данных удобным способом будет приниматься и обрабатываться, образуя индивидуальный профиль спортсмена, которому будет соответствовать определенная тактическая схема ведения поединка, с учетом всех его преимуществ и недостатков.

71-76 26
Аннотация

При формировании сборной команды Свердловской области по компьютерному спорту часть спортсменов и команд призеров официальных региональных спортивных соревнований отказываются от участия в официальных Всероссийских спортивных соревнованиях. Задача исследования состоит в изучении факторов, влияющих на формирование сборной команды.

Цель исследования – Выявить основные проблемы в формировании сборной команды Свердловской области по компьютерному спорту.

Методы и организация исследования. Основной причиной отказа спортсменов от участия во всероссийских соревнованиях является низкая мотивация спортсменов. Спортсмены с пониженной мотивацией не способны подстраивать свой распорядок дня под тренировочный процесс, а особенно делать это в команде с другими спортсменами. Спортсмены испытывают материальные трудности с покупкой игрового программного обеспечения и оборудования. Использование формата онлайн соревнований отрицательно влияет на формирование социальных связей спортсменов сборных команд. Слабые социальные связи являются одной из причин недолговечности команд.

Выводы. Основной причиной отказа спортсменов от участия во всероссийских соревнованиях является низкая мотивация спортсменов. Игровое ПО стоит значительных денег. Пополнение кошелька, на иностранных платформах цифровой дистрибуции связано с комиссией за использование иностранных посредников, так как карты российских банков не принимаются к оплате из-за антироссийских санкций. Спортсмены испытывают материальные и технические трудности с покупкой игрового ПО и нового оборудования. Частичным решением проблемы отсутствия горизонтальных социальных связей может являться проведения финалов соревнований на площадке компьютерного клуба. Частичным решением проблемы отсутствия вертикальных социальных связей может являться использование деятелями региональной федерацией социальных сетей.

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ

84-87 28
Аннотация

Статья посвящена спортивному отбору и спортивной ориентации детей как основополагающего фактора для последующих достижений в различных видах спорта. В последние время вопрос о своевременном выявлении у детей склонности к определённым видам спорта поднимался довольно часто. Одним из эффективных способов привлечения детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, а также развития массового спорта и спорта высших достижений, является внедрение комплексной обоснованной системы спортивного отбора и спортивной ориентации.

Целью данного исследования является определение его индивидуальной спортивной ориентации. Только в заключительном этапе происходит спортивных отбор и комплектование спортивных сборных команд на основе оценки уровня спортивного мастерства.

Организация и методы исследования. В процессе проведения спортивного отбора важным составляющим становится степень готовности ребёнка к определённому выбору вида спортивной деятельности. Готовность к занятиям спортом обеспечиваться с помощью мотивационного, информационного и деятельного компонента. При этом мотивация будет определять само отношение ребёнка к занятиям избранного вида спорта. Информационный компонент будет выступать в качестве понимания, знаний и представлений в целом о виде спорта, и тем самым обеспечивать более осознанный выбор вида спортивной деятельности. Деятельный компонент определяет средства и возможность практического осуществления занятий избранным видом спорта через двигательные действия с учётом определённых умений и навыков. При этом уровень развития двигательных способностей должен соответствовать избранному виду спорта.

Выводы. В теории и практике физической культуры и спорта всё чаще стала упоминаться проблема спортивной одарённости, но остаются вопросы - на основе каких показателей проводить отбор, делая его максимально эффективным.

88-92 32
Аннотация

Почему у нашей сборной нет собственного стиля игры? У Испании – «тики-така», у Италии – «катеначчо», англичане предпочитают открытый футбол «бей-беги», бразильцы яркую и техничную «джингу», немцы играют на контратаках, а французы своей прагматичной игрой выиграли Чемпионат Мира у нас в стране в 18-ом году? Генетическая предрасположенность к другим видам спорта? Плохая инфраструктура? Не тот климатический регион? Упадок тренерской школы, даже в сравнении с СССР? Кумоство и коррупция? Или может отсутствие, в целом, футбольных традиций? Давайте разбираться.

Цель исследования – определить возможные причины отставания российского футбола в сравнении с мировым уровнем.

Организация и методы исследования. Хотя есть проблемы, можно отметить, что в последние годы правительство России проявляет больший интерес к развитию спорта, включая футбол, и предпринимает шаги для улучшения инфраструктуры.

Выводы. Отсутствие участия российских клубов в еврокубках оказывает негативное влияние на различные аспекты российского футбола, но это может стать катализатором для нахождения новых путей, например, участие в азиатской Лиге Чемпионов, а может создадут и аналог КХЛ, с сильнейшими клубами СНГ.

78-82 33
Аннотация

Актуальность. В данной статье описываются подходы к оценке физической работоспособности в контексте оптимизации функционального состояния спортсменов. Дан анализ физической работоспособности в аспекте её внешних (показателей двигательной деятельности) и внутренних (биологические детерминанты) проявлений. Предложена методика оценки физической работоспособности, позволяющая управлять функциональным состоянием спортсмена.

Цель работы: оптимизация физической работоспособности спортсменов.

Методы и организация исследования. В предлагаемой методике возможно определить пульс аэробного порога (АП), порога анаэробного обмена (ПАНО), мощность преодолеваемой нагрузки, экономичность дыхания. На разных этапах спортивной подготовки состояния спортсмена меняются, что при повторении тестов отражается на графиках, характеризующих физическую работоспособность, аэробную или анаэробную, а также утомление или усталость. Полученные данные позволяют оценить результаты предыдущей спортивной деятельности и планировать последующую деятельность.

Выводы. Физическая работоспособность является динамичным потенциальным состоянием человека, детерминированным характером энергообеспечения его двигательной деятельности. Объективно оценить физическую работоспособность возможно по отношению интегральных детерминант, сопровождающих спортивную деятельность, а именно внешнего дыхания к мощности нагрузки в течение определённого времени.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.