Preview

Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте

Расширенный поиск

Влияние адаптивной физической культуры на психофизиологическое состояние лиц с интеллектуальными нарушениями

https://doi.org/10.57006/2782-3245-2024-15-3-45-52

Аннотация

Актуальность. Для людей с ограниченными возможностями здоровья и особенно лиц с интеллектуальными нарушениями (ЛИН) физическая культура и спорт являются важным и очень сильным средством, оказывающим комплексное влияние на уровень физического здоровья, социализацию, адаптацию и интеграцию их в общество.
Цель исследования: изучение влияния адаптивной физической культуры на психофизиологическое состояние лиц с интеллектуальными нарушениями.
Методы и организация исследования: литературный анализ, теоретический анализ и обобщение полученных результатов. Исследование физического развития лиц с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) является важным фактором при мониторинге психофизиологического состояния, особенно при занятиях адаптивной физической культурой и спортом.
Выводы. Проведенный анализ научной литературы позволил выявить методы и методики, используемые для оценки и контроля психофизиологического состояния лиц с нарушением интеллекта. Это, как правило, известные и широко используемые врачами и специалистами методики, такие как: электро- и магнитоэнцефалография, электрокардиография, электромиография, электродермография, оценка кардиореспираторной тренированности, оценка работы вегетативной нервной системы (кардиовариабельность, частота сердечных сокращений, суточный мониторинг), регистрация реакций глаз (мигание, движение глаз, пупиллометрия), исследование вызванных потенциалов, тесты на время реакции, изучение функций и работы механизмов внимания.

Об авторах

К. Г. Коротков
ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры»
Россия

Коротков Константин Георгиевич, доктор технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник сектора комплексных компьютерных технологий

г. С-Петербург 



А. К. Короткова
ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры»
Россия

Короткова Анна Константиновна, заведующий сектора комплексных компьютерных технологий, кандидат психологических наук

г. С-Петербург 



В. Ю. Барябина
ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры»
Россия

Барябина Валентина Юрьевна, младший научный сотрудник сектора комплексных компьютерных технологий

г. С-Петербург 



Список литературы

1. Ginis K.A., van der Ploeg H.P., Foster Ch., Lai B. [et al.]. Participation of people living with disabilities in physical activity: a global perspective // Lancet. – 2021. – 398. – P.443–455. – URL: https://www.thelancet.com/action/showPdf?pii=S0140-6736%2821%2901164-8 DOI: 10.1016/S0140-6736(21)01164-8

2. Font-Farré M., Farche A.C.S., de Medeiros Takahashi A.C., Guerra-Balic M., Figueroa A., Oviedo G.R. Cardiac autonomic modulation response before, during, and after submaximal exercise in older adults with intellectual disability // Front Physiol. – 2021. – Oct.15; 12:702418. – URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/34721053/ DOI: 10.3389/fphys.2021.702418

3. Михейкина О.В. Эпидемиология умственной отсталости (обзор литературы) / Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 2012. – № 3. – С.24-33.

4. Sasmita A.O., Kuruvilla J., Ling A.P. Harnessing neuroplasticity: modern approaches and clinical future. The International Journal of Neuroscience. – 2018. – P.1–17. – URL: https://www.researchgate.net/deref/https%3A%2F%2F DOI: 10.1080/00207454.2018.1466781

5. Cassilhas R.C., Tufik S., de Mello M.T. Physical exercise, neuroplasticity, spatial learning and memory. Cellular and molecular life sciences: CMLS. – 2016. – No 73 (5). – P.975-983. – URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/26646070/ DOI: 10.1007/ s00018-015-2102-0

6. Moran A., Campbell M., Toner J. Exploring the cognitive mechanisms of expertise in sport: progress and prospects // Psychol. Sport. Exerc. –2019. – No 42. – P.8-15. – URL: https://www.researchgate.net/publication/330111251 DOI:10.1016/j.psychsport.2018.12.019

7. Белоусова Т.Я., Хлоповских М.Н. Социальная и физическая реабилитация детей с особыми образовательными потребностями // Спортивное движение: опыт, проблемы, развитие: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (15- 16.10.2020, Санкт-Петербург). – СПб: ФГБУ СПбНИИФК. – 2020. – С. 260-264.

8. Уромова С.Е. Развитие двигательных навыков у детей с нарушениями интеллекта средствами физического воспитания // Журнал «Вестник Мининского университета». – 2014. – № 3. – С. 11-19.

9. Бутусова Т.Ю. Педагогические условия воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в играх с правилами // Специальное образование: Сборник материалов XI Международной научной конференции. – СПб: ЛГУ им.А.С.Пушкина, 2015. – Т.1. – С.86- 89.

10. Лере-Планд А.Н. Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми в детском саду // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – № 6. – С. 53-57.

11. Евсеев С.П., Матвеева С.С. Определение факторов, повышающих мотивацию к систематическим занятиям адаптивной физической культурой // Адаптивная физическая культура. – 2020. – № 2 (82). – С. 20-21.

12. Sumaryanti T., Japhet N. Circuit training intervention for adaptive physical activity to improve cardiorespiratory fitness, leg muscle strength static and balance of intellectually disabled children // Sport Mont. – 2019. – Vol.17, № 3. – P.97-100. DOI https://doi.org/10.26773/smj.191019

13. Красноперова Т.В., Иванова И.Г., Гальдикас А.С. Функциональные особенности нервно-мышечного аппарата спортсменов-легкоатлетов с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями // Адаптивная физическая культура. – 2021. – № 2 (86). – С.51-53.

14. Affes S., Borji R., Zarrouk N., Sahli S., Rebai H. Effects of running exercises on reaction time and working memory in individuals with intellectual disability // J. Intellect. Disabil. Res. – 2021. – No 65 (1). – P.99-112. DOI: 10.1111/jir.12798

15. Gardepe J.P., Runcie D. Heart rate and reaction times for mentally retarded and nonretarded adults in subject- and experimenter-initiated tasks // Am. J. Ment. Defic. – 1983. – No 3. – P.314-320. – URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/6650583/ PMID: 6650583.


Рецензия

Для цитирования:


Коротков К.Г., Короткова А.К., Барябина В.Ю. Влияние адаптивной физической культуры на психофизиологическое состояние лиц с интеллектуальными нарушениями. Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2024;15(3):45-52. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2024-15-3-45-52

For citation:


Korotkov K.G., Korotkova A.K., Baryabina V.Y. The influence of adaptive physical culture on the psychophysiological state of persons with intellectual disabilities. Scientific and educational basics in physical culture and sports. 2024;15(3):45-52. (In Russ.) https://doi.org/10.57006/2782-3245-2024-15-3-45-52

Просмотров: 152


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3245 (Online)