Preview

Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте

Расширенный поиск

Воспитание нравственно-волевых качеств подростков в спортивной деятельности

https://doi.org/10.57006/2782-3245-2024-14-2-30-34

Аннотация

Актуальность В статье рассматривается проблема, связанная с воспитанием нравственных и волевых качеств в учебно-тренировочном процессе подростков, занимающихся спортом. Противоречие, возникающее в практике подготовки спортивного резерва, связано с тем, что достижение высоких спортивных результатов требует проявления, а значит и формирования личностных качеств юных спортсменов, которые обществом воспринимаются как негативные. Используемые при этом методы и приёмы воспитательного воздействия со стороны спортивных педагогов, зачастую вызывают дисгармонию в личностном развитии их воспитанников. Возникает необходимость в разработке и реализации в практике спортивной тренировки апробированных методик развития личностных качеств детей и подростков, отвечающих требованиям социального заказа.

Цель исследования – Обоснование эффективности методики развития нравственно-волевых качеств подростков 12-13 лет, занимающихся лёгкой атлетикой.

Методы и организация исследования. Для определения уровня развития нравственно-волевых качеств у подростков, использована специально разработанная система пятибалльной оценки. Содержание каждого личностного качества раскрыто в их основных признаках, которые являлись основными показателями уровня проявления данного качества. Каждый признак оценивается в одни балл. Общий оценочный балл каждого признака находится в пределах шкалы от 1 до 5 баллов. В качестве экспертов выступали родители подростков, тренеры, учителя, классные руководители. Участниками формирующего эксперимента стали подростки 12-13 лет (мальчики и девочки), занимающиеся лёгкой атлетикой. Были созданы две группы: контрольная (n=20) и экспериментальная (n=20). Контрольная группа занималась по стандартной программе спортивной подготовки. Работа в экспериментальной группе продолжалась в течение одного года и предусматривала реализацию в учебно-тренировочном процессе методики воспитания нравственно-волевых качеств подростков.

Выводы. В условиях учебно-тренировочного процесса, целенаправленная деятельность, обеспечивающая взаимодействие педагогов общеобразовательной школы, тренеров-преподавателей, а также родителей подростков по реализации предложенной методики позволяет эффективно развивать нравственно-волевые качества подростков, занимающихся лёгкой атлетикой.

Об авторах

И. К. Гунажоков
Адыгейский государственный университет
Россия

Игорь Кимович Гунажоков, кандидат педагогических наук, доцент

385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208 



М. О. Дровалёва
Адыгейский государственный университет
Россия

Марина Олеговна Дровалёва, преподаватель

385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208 



Р. А. Ахтаов
Адыгейский государственный университет
Россия

Руслан Ахмедович Ахтаов, кандидат педагогических наук, доцент

385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208 



М. Х. Коджешау
Адыгейский государственный университет
Россия

Маджид Халидович Коджешау, кандидат педагогических наук, доцент

385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208 



Список литературы

1. Лубышева, Л.И. Спортивное воспитание как основа формирования физической культуры личности / Л.И. Лубышева.// Теория и практика физической культуры. - 2012. –№ 6. – С. 96-99.

2. Гунажоков И. К. Становление нравственно-волевой сферы личности подростков занимающихся дзюдо / И. К. Гунажоков // Целостное развитие личности в системе образования. Материалы Международной очно-заочной научно-практической конференции (28-29 сентября 2017 г., Майкоп) [Электронный ресурс] / под ред. проф. Р. Д. Хунагова. – Майкоп: ЭлИТ, 2017. – С.22-24.

3. Хакунов, Н. Х. Инновационные компоненты педагогической системы освоения ценностей физической культуры и спорта / Н. Х. Хакунов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 6(52). – С. 84-89. – EDN KVJSRJ.

4. Неверкович, С. Д. Атрибуция и общение как важнейшие психолого-педагогические основы познавательной активности личности / С. Д. Неверкович, С. Ш. Цакаев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2021. – № 4(288). – С. 153-159. – DOI 10.53598/2410-3004-2021-4-288-153-159.

5. Гунажоков, И. К. Своеобразие физической культуры и спорта как социальных феноменов / И. К. Гунажоков, М. Х. Коджешау, Б. А. Непсо // Физическая культура и спорт, безопасность жизнедеятельности: материалы заседаний круглых столов Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета (2019-2020 учебный год). – Майкоп : Изд-во «Магарин O.Г.», 2020. – С. 120-124. – EDN PPVVVP.

6. Хакунов Н.Х. Профессионально значимые личностные качества спортивного педагога / Н.Х. Хакунов, С.А Хазова, И.К. Гунажоков, Н.В. Корягина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2013. – № 2(117). – С. 153-160.

7. Фешин, П. В. Формирование личностных качеств у подростков, занимающихся рафтингом / П. В. Фешин, И. К. Гунажоков, М. Х. Коджешау // Здоровый образ жизни, физическая культура и спорт : тенденции, традиции, инновации : сборник научных трудов. – Симферополь : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2022. – С. 127-131. – EDN MQJMWB.


Рецензия

Для цитирования:


Гунажоков И.К., Дровалёва М.О., Ахтаов Р.А., Коджешау М.Х. Воспитание нравственно-волевых качеств подростков в спортивной деятельности. Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2024;(2):30-34. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2024-14-2-30-34

For citation:


Gunazhokov I.K., Drovaleva M.O., Akhtaov R.A., Kojeshau M.Kh. Education of moral and volitional qualities of adolescents in sports activities. Scientific and educational basics in physical culture and sports. 2024;(2):30-34. (In Russ.) https://doi.org/10.57006/2782-3245-2024-14-2-30-34

Просмотров: 82


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3245 (Online)