Preview

Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте

Расширенный поиск

Теоретико-методологические аспекты психологической подготовки спортсменов

https://doi.org/10.57006/2782-3245-2023-11-3-41-45

Аннотация

Актуальность. Спортивная деятельность в сознании человека чаще всего вызывает ассоциации с физической активностью, соревновательный процесс при реализации физических возможностей человека. Именно активная внешняя деятельность с использованием человеческого тела чаще всего выступает перед нами как наиболее яркая ассоциация с таким явлением как спорт. Тем не менее вне зависимости от спортивной деятельности иногда мы можем увидеть совершенно неожиданные результаты соревнований. Случаи, когда по всем параметрам фаворит, человек которому сулят победу до начала противостояния оказывается побежден в результате более слабым соперником. Или, например, ситуации в которых невероятно талантливый, обладающий отличными врожденными качествами для конкретного вида спорта на дистанции достигает значительно меньшего успеха, чем не столь талантливый спортсмен, но при этом волевой, трудолюбивый, подходящий к каждой тренировке с серьезным настроем спортсмен.
Цель исследования – определить теоретико-методологические аспекты психологической подготовки спортсменов.
Методы и организация исследования. Критериями психологической подготовки спортсмена становятся такие параметры как: ориентировка в пространстве, чувство дистанции, быстрота реакции, логическое и тактическое мышление, концентрация внимания, устойчивое эмоциональное состояние и т.п.
Результаты исследования и их обсуждение. Взаимодействие тренеров, спортсменов и организации также оказывает важное влияние на психологическую готовность спортсменов. Большое значение здесь нам представляется коммуникация между собой этих категорий людей. Их представления о целях, возможностях и средствах достижения этих целей должны быть как минимум иметь схожесть и некоторую общность.
Выводы. Основной категорией психологической готовности становится психологическая устойчивость, которая включает в себя устойчивый эмоциональный фон, настроенность на победу, концентрация на достижении поставленных целей несмотря на негативные и тревожащие факторы.

Об авторах

С. Л. Сазонова
Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО Уральский государственный университет физической культуры
Россия

Сазонова Светлана Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по заочному обучению

620146, г. Екатеринбург, ул. Шаумяна, 85



А. М. Парфенова
Федеральная сеть фитнес-клубов X-fit
Россия

Парфенова Анастасия Михайловна, мастер-тренер

620100, г. Екатеринбург, ул. Ткачей, 17



О. А. Бирина
Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО Уральский государственный университет физической культуры
Россия

Бирина Оксана Анатольевна, преводаватель

620146, г. Екатеринбург, ул. Шаумяна, 85



Список литературы

1. Виру, А.А. Гормональные механизмы адаптации и тренировки / А.А. Виру. – Л.: Наука, С. 39-41.

2. Алексеев Иван Семенович Теоретико-методические аспекты подготовки спортсменов в условиях вуза // Вестник БГУ. 2013. №13.

3. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПБ.: Питер, 2008.

4. Башлакова-Николаева Татьяна Игоревна Психологическая готовность спортсменов-подростков к соревнованиям // Евразийский Союз Ученых. 2015. №12-3 (21).

5. Лукашова Дарья Сергеевна Значение, виды и место психологической подготовки в спорте // Скиф. 2023. №11 (87).


Рецензия

Для цитирования:


Сазонова С.Л., Парфенова А.М., Бирина О.А. Теоретико-методологические аспекты психологической подготовки спортсменов. Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2023;(3):41-45. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2023-11-3-41-45

For citation:


Sazonova S.L., Parfenova A.M., Birina O.A. Theoretical and methodological aspects of psychological training of athletes. Scientific and educational basics in physical culture and sports. 2023;(3):41-45. (In Russ.) https://doi.org/10.57006/2782-3245-2023-11-3-41-45

Просмотров: 126


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3245 (Online)