Preview

Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте

Расширенный поиск

Психология безопасности образовательной среды

https://doi.org/10.57006/2782-3245-2023-12-4-36-44

Аннотация

Актуальность Статья посвящена анализу психологических основ безопасности образовательной среды. Безопасность для человека является одной из базовых потребностей, а, следовательно, не только фактором комфорта, но и критерием функционирования, стабильности и развития личности. Учитывая многообразие факторов, влияющих на образование как социальный институт, автор раскрывает значимость субъективной интерпретации среды для формирования психической активности индивида в конкретных условиях.

Цель исследования - рассмотреть феномен безопасности с позиции различных психологических подходов, представлена психологическая модель безопасности и выделены психологические механизмы безопасности.

Организация и методы исследования. Как сложное системное явление безопасность образовательной среды зависит от большого количества разнообразных условий. Социологический анализ образования из всей совокупности влияний в отношении функционирования и развития личности позволяет выделить три уровня факторов безопасности среды.

Результаты исследования и их обсуждение. Обобщая данные различных авторов по проблеме виктимности индивида, можно выделить три основные причины, по которым человек рискует попасть в опасную ситуацию: - готовность индивида к попаданию в опасную ситуацию – в том числе, больные, пожилые люди, люди имеющие опыт пребывания в роли жертвы; - допущение (принятие) возможности преступления/насилия в отношении личности – например, преступники, агрессоры, манипуляторы, а также люди с повышенным уровнем тревожности; - наивность, недостаточный опыт и знания об опасности и самозащите – характерна для людей, не социализированных в данном обществе, не понимающих его особенностей, в том числе, дети, мигранты.

Выводы. Таким образом, обеспечение безопасности образовательной среды как сложной системы предполагает анализ внешних факторов различного масштаба и инициативное выстраивание взаимодействия личности с внутренними компонентами среды в соответствии с объективными обстоятельствами.

Об авторах

Н. Ю. Марчук
Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры»
Россия

Марчук Наталья Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК».

620146, Екатеринбург, ул. Шаумяна, 85



Е. С. Легостаева
ФГАОУ ВО Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина
Россия

Легостаева Екатерина Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент.

620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19



Список литературы

1. Ананьина Ю. В., Блинов В. И., Сергеев И. С. Образовательная среда: развитие образовательной среды среднего профессионального образования в условиях сетевой кластерной интеграции // М.: ООО «АВАНГЛИОН-ПРИНТ». – 2012.

2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб.: Издательство «СОЮЗ». – 2002. – 271 с.

3. Кирдина-Чендлер С.Г. Методологический институционализм и мезоуровень социального анализа. / Социологические исследования. – 2005. – № 12. – С. 51–59.

4. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. – М.: Изд-во Эксмо. – 2006. – 1008 с.

5. Марчук Н. Ю. Феномен «хикикомори»: нарушение направленности личности как результат конфликта личности со средой // Человеческие ресурсы: конфликты развития: матер. международной научно-практ. конференции / Екатеринбург, 20 мая 2013 г./ УрГПУ, 2013.

6. Марчук Н.Ю. Психологические основы безопасности детства в условиях промышленных агломераций. Управление рисками, влияющими на уровень социальной безопасности детства: материалы Всероссийской научно-прак. конференции с международным участием, г. Екатеринбург, 13-14 ноября 2014 г./ Екатеринбург: УрФУ, 2014. – С. 83-90.

7. Марчук Н.Ю. Роль ЧС в филогенезе и онтогенезе человека. / Системная психология и социология. – 2017. – № 21.

8. Селигман М., Новая позитивная психология. София, 2006.

9. Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений // Молодой ученый. – 2012. № 5.


Рецензия

Для цитирования:


Марчук Н.Ю., Легостаева Е.С. Психология безопасности образовательной среды. Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2023;12(4):36-44. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2023-12-4-36-44

For citation:


Marchuk N.Yu., Legostaeva E.S. Psychology of the safety of the educational environment. Scientific and educational basics in physical culture and sports. 2023;12(4):36-44. (In Russ.) https://doi.org/10.57006/2782-3245-2023-12-4-36-44

Просмотров: 94


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3245 (Online)