Психология безопасности образовательной среды
https://doi.org/10.57006/2782-3245-2023-12-4-36-44
Аннотация
Актуальность Статья посвящена анализу психологических основ безопасности образовательной среды. Безопасность для человека является одной из базовых потребностей, а, следовательно, не только фактором комфорта, но и критерием функционирования, стабильности и развития личности. Учитывая многообразие факторов, влияющих на образование как социальный институт, автор раскрывает значимость субъективной интерпретации среды для формирования психической активности индивида в конкретных условиях.
Цель исследования - рассмотреть феномен безопасности с позиции различных психологических подходов, представлена психологическая модель безопасности и выделены психологические механизмы безопасности.
Организация и методы исследования. Как сложное системное явление безопасность образовательной среды зависит от большого количества разнообразных условий. Социологический анализ образования из всей совокупности влияний в отношении функционирования и развития личности позволяет выделить три уровня факторов безопасности среды.
Результаты исследования и их обсуждение. Обобщая данные различных авторов по проблеме виктимности индивида, можно выделить три основные причины, по которым человек рискует попасть в опасную ситуацию: - готовность индивида к попаданию в опасную ситуацию – в том числе, больные, пожилые люди, люди имеющие опыт пребывания в роли жертвы; - допущение (принятие) возможности преступления/насилия в отношении личности – например, преступники, агрессоры, манипуляторы, а также люди с повышенным уровнем тревожности; - наивность, недостаточный опыт и знания об опасности и самозащите – характерна для людей, не социализированных в данном обществе, не понимающих его особенностей, в том числе, дети, мигранты.
Выводы. Таким образом, обеспечение безопасности образовательной среды как сложной системы предполагает анализ внешних факторов различного масштаба и инициативное выстраивание взаимодействия личности с внутренними компонентами среды в соответствии с объективными обстоятельствами.
Об авторах
Н. Ю. МарчукРоссия
Марчук Наталья Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК».
620146, Екатеринбург, ул. Шаумяна, 85
Е. С. Легостаева
Россия
Легостаева Екатерина Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент.
620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19
Список литературы
1. Ананьина Ю. В., Блинов В. И., Сергеев И. С. Образовательная среда: развитие образовательной среды среднего профессионального образования в условиях сетевой кластерной интеграции // М.: ООО «АВАНГЛИОН-ПРИНТ». – 2012.
2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб.: Издательство «СОЮЗ». – 2002. – 271 с.
3. Кирдина-Чендлер С.Г. Методологический институционализм и мезоуровень социального анализа. / Социологические исследования. – 2005. – № 12. – С. 51–59.
4. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. – М.: Изд-во Эксмо. – 2006. – 1008 с.
5. Марчук Н. Ю. Феномен «хикикомори»: нарушение направленности личности как результат конфликта личности со средой // Человеческие ресурсы: конфликты развития: матер. международной научно-практ. конференции / Екатеринбург, 20 мая 2013 г./ УрГПУ, 2013.
6. Марчук Н.Ю. Психологические основы безопасности детства в условиях промышленных агломераций. Управление рисками, влияющими на уровень социальной безопасности детства: материалы Всероссийской научно-прак. конференции с международным участием, г. Екатеринбург, 13-14 ноября 2014 г./ Екатеринбург: УрФУ, 2014. – С. 83-90.
7. Марчук Н.Ю. Роль ЧС в филогенезе и онтогенезе человека. / Системная психология и социология. – 2017. – № 21.
8. Селигман М., Новая позитивная психология. София, 2006.
9. Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений // Молодой ученый. – 2012. № 5.
Рецензия
Для цитирования:
Марчук Н.Ю., Легостаева Е.С. Психология безопасности образовательной среды. Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2023;12(4):36-44. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2023-12-4-36-44
For citation:
Marchuk N.Yu., Legostaeva E.S. Psychology of the safety of the educational environment. Scientific and educational basics in physical culture and sports. 2023;12(4):36-44. (In Russ.) https://doi.org/10.57006/2782-3245-2023-12-4-36-44