Preview

Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте

Расширенный поиск
№ 2 (2021)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

10-15 491
Аннотация

Актуальность. Скандинавская ходьба в настоящее время стала очень популярной во всем мире как доступная физическая активность. Родиной ходьбы с палками является Финляндия, далее скандинавская ходьба получила распространение во всем мире, а также в России. На государственном уровне скандинавская ходьба была признана в РФ в 2010 г. с открытием Русской Национальной Ассоциации Скандинавской ходьбы (RNBA).

Цель. Изучить историю и выявить перспективы развития скандинавской ходьбы.

Методика и организация исследования. Проанализированы работы зарубежных и отечественных исследователей, в том числе опыт внедрения в УрФУ. В Российской Федерации «Северная ходьба» 14 марта 2019 включена в состав вида спорта «спортивный туризм», что значительно расширяет возможности данного вида двигательной активности.

Результаты исследования. В институте физической культуры, спорта и молодежной политики Уральского Федерального Университета имени первого президента России Б.Н. Ельцина скандинавская ходьба включена в учебную программу, а также активно ведется разработка научно-методической составляющей для данного вида спорта.

Выводы. Выявлены перспективы развития скандинавской ходьбы, как отдельной дисциплины в Институте физической культуры, спорта и молодежной политики Уральского Федерального Университета. Широкое распространение как вида физической активности населения также открывает широкие перспективы развития как метода оздоровления.

16-21 690
Аннотация

Актуальность. Возрастной период 13-14 лет отличается тем, что имеются предпосылки для развития как аэробного, так и анаэробного путей энергообеспечения. В то же время активная перестройка ЦНС позволяет эффективно корректировать развитие координационных способностей. Специальная выносливость лыжников гонщиков определяется способностью поддерживать высокий темп движений и способность к перестроению скоростных параметров движения.

Цель. Повышение уровня специальной выносливости у лыжников-гонщиков 13-14 лет.

Методика и организация исследования. Содержанием педагогического эксперимента является использование в экспериментальной группе специально подобранного комплекса упражнений, направленного на развитие координационной, силовой выносливости, психологической устойчивости, совершенствование техники и тактики передвижения на лыжах. Педагогический эксперимент проводился непосредственно в ходе тренировочных занятий.

Результаты исследования. Нами была разработана методика развития выносливости у лыжников гонщиков на этапе спортивной специализации, основанная на включении в программу тренировок упражнений на развитие скорости и силовой выносливости.

Выводы. Прирост результатов у спортсменов экспериментальной группы наблюдался во всех тестах по сравнению с контрольной группой. Таким образом, можно утверждать что разработанная нами методика развития специальной выносливости эффективна для применения в тренировочном процессе лыжников-гонщиков на этапе спортивной специализации.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

23-27 210
Аннотация

Актуальность. Сегодня гиподинамия считается социальным заболеванием, наравне с зависимостью от гаджетов, компьютерных игр и т.п. В школьном возрасте гиподинамия обычно связана с нерациональным распорядком дня, с перегрузкой учебой. Гиподинамия приводит к функциональным изменениям сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поскольку организм подростка только завершает свое формирование, то воздействие любого негативного фактора на него будет выражено в большей степени, чем на организм взрослого человека.

Цель. Определение путей снижения негативного влияния учебной нагрузки на здоровье и поддержания высокого уровня работоспособности на уроках информатики у студентов колледжа физической культуры.

Методика и организация исследования. Перед началом нашего исследования нами были определены основные факторы негативного влияния на организм. Учитывая специфику нашего учебного заведения, я имею возможность возложить проведение физических разминок на самих студентов. В самом начале наших занятий информатикой и ИКТ они получают задание: подготовить и отработать два комплекса физических упражнений. Один для разгрузки мышечно-связочного аппарата, другой – для глаз, так как основная нагрузка со стороны органов чувств при работе за компьютером приходится именно на глаза.

Результаты исследования. В нашем исследовании определили основные факторы гиподинамии по причине повышенной учебной нагрузки, а также пути их нейтрализации в рамках занятий гигиенической гимнастикой в ходе физкультминуток.

Выводы. Самостоятельная работа студентов физкультурного колледжа по выбору содержания физкультминуток позволяет не только приблизить их к будущей профессиональной деятельности, но и воспитать сознательность и осознанное отношение к собственному здоровью.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

29-33 302
Аннотация

Актуальность. Данная статья посвящена истории возникновения и становления чирлидинга как отдельного вида спорта. Этот вид спорта направлен на всестороннее физическое, интеллектуальное и духовное развитие и способствует совершенствованию двигательных и морально-волевых качеств.

Цель. Анализ современного состояния «чир спорта». Особое внимание уделялось историческому аспекту развития данного вида спорта и анализу его как популярного у студенческой молодежи.

Методика и организация исследования. В ходе нашего исследования основным методом являлся анализ документальных источников, а также беседы с представителями данного вида спорта.

Результаты исследования. Чирлидинг зародился в США в 1870-е годы и приобрел наиболее широкое распространение к середине XX века. В студенческой жизни 1860-х годов стало популярно подбадривание спортсменов во время соревнований, и вскоре это распространилось как отдельный вид спорта. В результате проведённого исследования показано значительное увеличение количества людей, занимающихся данным спортом. Также получены данные об увеличении в два раза числа национальных сборных команд за 10 лет проведения международных соревнований по чир спорту. Проведен сравнительный анализ чирлидинга и спортивной гимнастки, указаны их сходства и различия.

Выводы. Чирлидинг –вид спорта, включающий элементы спортивной гимнастики и акробатики, построение пирамид. Для более сильной мотивации необходимо развивать данный спорт, масштабировать соревнования.

34-41 187
Аннотация

Актуальность. Дополнительное профессиональное образование, ориентированное на реализацию профессиональных стандартов, выходит на новый уровень. ДПО предполагает целенаправленную работу с обучающимися и работодателями, обеспечению преемственности образовательных и профессиональных стандартов.

Цель. Определить особенности дополнительное профессиональное образование по содержанию и по организации процесса обучения.

Методика и организация исследования. В условиях реализации концепции учения на протяжении всей жизни актуальной становится практикоориентированная деятельность слушателей.

Результаты исследования. Процессуальные знания позволяют учитывать специфику профессиональной деятельности специалистов СФКиС, систематизировать имеющиеся у них знания, умения и уже приобретенный опыт, проектировать целостное представление о перспективах самореализации в профессии.

Выводы. Постоянная работа над собой в рамках коллекторской программы обеспечивает субъекту динамичность в познании и стратегическую перспективу в освоении профессии и самореализации в профессиональной деятельности. Следование концепции учения на протяжении всей жизни (но уже не вслепую!) придает уверенность в профессиональном соответствии при переходе от одной профессиональной деятельности к другой в отрасли ФКиС.

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

43-48 216
Аннотация

Актуальность. Важным фактором для социальной реабилитации детей с синдромом Дауна являются занятия физической культурой и спортом. Основы здорового образа жизни формируются, прежде всего, в семье.

Цель. Оценить перспективы развития системы реабилитации детей с синдромом Дауна путем вовлечения родительских сообществ в инфраструктуру реабилитационного процесса.

Методика и организация исследования. Рассматривается роль семьи и родительских сообществ в создании эффективных и доступных условий для занятий адаптивной физической культурой и спортом детей с синдромом Дауна во Владимирской области.

Результаты исследования. На территории региона действуют три организации, оказывающие поддержку людям с синдромом Дауна. В тоже время активность самих родителей, не являющихся учредителями или членами правления НКО, крайне низка. Мы считаем, что пропаганда адаптивного спорта в России должна быть поддержана на всех уровнях государственной власти, а не только общественными организациями, руководителями которых часто становятся сами родители.

Выводы. Роль семьи в освоении двигательных навыков остается же актуальным вопросом в отношении ребенка с инвалидностью. Родители сталкиваются с проблемой недостатка информации, отсутствия специалистов, гиперопеки. Их нужно к этому готовить, создавая специальные программы.

49-55 187
Аннотация

Актуальность. Вертеброневрологические поражения – самые распространенные хронические заболевания. Поясничный остеохондроз – одно из наиболее распространённых заболеваний периферической нервной системы, имеет склонность к рецидивам, нередко вызывающим временную утрату трудоспособности. На современном этапе развития медицины, лечебная физкультура занимает видное место в процессе реабилитации с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Цель. Улучшение функционального состояния опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы у женщин 55-60 лет при грыжах поясничного отдела позвоночника.

Методика и организация исследования. Под наблюдением находилось 7 женщин, в возрасте 55-60 лет с диагнозом «грыжа поясничного отделе позвоночника», на поликлиническом этапе. По предшествующему обследованию у всех пациенток были характерные жалобы на периодически возникающий болевой синдром средней и слабой интенсивности. Также были жалобы на быструю утомляемость.

Результаты исследования. Исследование общего состояние пациенток посредством опросника Роланда-Морриса указывало на имеющиеся нарушении жизнедеятельности пациенток (11,6 баллов). При сравнении повторных результатов было достоверно отмечено снижение уровня нарушений до 6,3 балла.

Выводы. Сравнение данных функциональных проб, показало достоверную динамику результатов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

57-61 251
Аннотация

Актуальность. Сдача единого государственного экзамена по русскому языку первая- по настоящему важная проверка эффективности знаний учащихся под чутким руководством преподавателя. Рассматривая множество различных методических пособий, книг, журналов по подготовке к ЕГЭ, я пришла к выводу о том, что каждый учитель выстраивает свою методику организации по подготовке к экзамену.

Цель. Повысить эффективность подготовки к экзамену по русскому языку студентов 1 курса физкультурного колледжа.

Методика и организация исследования. Анализ результатов тестирования в рамках заданий ЕГЭ показал наиболее проблемные участки в освоении программы среднего общего образования по русскому языку. Далее мы разобрали по пунктам основные задачи написания сочинения, особенности данного жанра письменной работы, а также цели ее использования в обучении русскому языку. После этого с учащимися была проведена работа, направленная на устранение выявленных ошибок и разъяснение особенностей сочинения-рассуждения как жанра письменной работы.

Результаты исследования. На протяжении полугода я проводила исследование, в котором выявляла пользу написания сочинения-рассуждения для студентов 1 курса, которые обучаются в колледже физической культуры по направлению: «Лыжный спорт». При написании первого сочинения рассуждения на свободную тему у студентов были выявлены определенные виды ошибок.

Выводы. Решение тренировочных заданий, разбор заданий, которые вызывают затруднения при решении - это верный путь к успешной сдаче и хорошим баллам. Тестовые задания подобраны в соответствии с разделами русского языка. У каждого студента была улучшенная динамика написания сочинения рассуждения, как минимум в одном из пунктов.

62-68 488
Аннотация

Актуальность. В статье подчеркивается актуальность исследования эмоционального выгорания у студентов. Отмечается, что у студентовспортсменов оно обусловлено гетерохронностью наступления стадий профессиональной деятельности и профессиональной подготовки. Выделяется сходство третьей стадии выгорания и аддиктивного поведения. Ставится вопрос о взаимосвязи академического эмоционального выгорания и зависимостей различного рода.

Цель. Выявить взаимосвязь академического эмоционального выгорания с различными видами аддикций у студентов, обучающихся по направлению «Физическая культура».

Методика и организация исследования. Представлены данные экспериментального исследования, которое включало изучение двух групп студентов-спортсменов: обучающихся очно, средний возраст 19 лет, и обучающихся заочно, средний возраст 34 года.

Результаты исследования. Установлено, что в обеих группах имеются высокие показатели выгорания. В силу возраста молодые спортсмены предпочитают нехимические аддикции, такие как гейминг и времяпрепровождение в социальных сетях.

Выводы. Во взрослой группе попытки совладать с выгоранием оказались более связаны с химическими аддикциями и трудоголизмом. С помощью статистических методов доказана связь эмоционального выгорания у студентов-спортсменов и склонностью к аддиктивному поведению.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3245 (Online)