Preview

Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте

Расширенный поиск
№ 3 (2024)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

10-17 121
Аннотация

Актуальность. Функция равновесия целенаправленно развивается у спортсменов, занимающихся прыжками на лыжах с трамплина и лыжным двоеборьем с раннего возраста, однако сравнение специфических показателей статического баланса представителей двух видов спорта до настоящего времени не проводилось.
Цель – сравнительный анализ статического баланса лыжников-прыгунов и лыжников-двоеборцев 12-14 лет, занимающихся на тренировочном этапе подготовки.
Методы и организация исследования. Для оценки статического баланса в лабораторных условиях была использована проба в стойке разгона. Спортсменам необходимо было удерживать баланс в течении 30 с, с допусковым контролем 9 с. Описательная статистика всех переменных (M и SD) и статистический анализ проводились в ПО StatPlus 7. Визуализация показателей производилась в «Rstudio». Расчеты размера эффекта определялись показателем G-Хеджеса с поправкой для выборок разной величины. Корреляционные зависимости оценивались тестом линейной корреляции Пирсона.
Выводы. Выявлены выраженные и умеренные нарушения функции равновесия. Лыжники-двоеборцы при большом размере эффекта (g=2,6; g=3,8) имеют меньший коэффициент LFS и скорость перемещения ЦД, что отражает лучшую устойчивость. Прыгуны при средней величине размера эффекта больше, чем двоеборцы смещают ЦД вправо (g=0,5) и влево (g=0,6). В обеих группах установлено чрезмерное смещение ЦД вперед (Y, мм) (ЛД-131,98±25,77 мм; ПЛТ- 135,40±28,59 мм). Достоверно значимые корреляционные взаимосвязи в группе юных лыжниковпрыгунов установлены между длиной прыжка (R=0,6), очками за технику прыжка (R=0,5) и «функцией равновесия»

18-23 90
Аннотация

Актуальность. В наше время, успехи в спортивной подготовке единоборцев играют решающую роль, и без систематической физической подготовки с ранних лет становится сложно рассчитывать на выдающиеся результаты в спортивной карьере. Важность вопросов, связанных с физической подготовкой юных спортсменов, невозможно переоценить, поскольку от того, насколько эффективно они будут решены, зависит не только развитие физических качеств спортсменов, но и их будущие успехи в технике и тактике.
Цель исследования: целью научной работы является разработка и апробация эффективной программы функциональной тренировки, адаптированной для повышения скоростно-силовой подготовленности каратистов на этапе углубленной специализации.
Методы и организация исследования: анализ научно-методической литературы, метод педагогического наблюдения, педагогического тестирования, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Выводы. Тренировочные программы, ориентированные на развитие физических способностей в молодом возрасте, должны учитывать не только аспекты силы и выносливости, но и фокусироваться на развитии координации, гибкости и реакции, которые играют важную роль в каратэ. Именно эти фундаментальные качества определяют дальнейший технический прогресс и общий уровень мастерства спортсменов. Следовательно, научные исследования, направленные на разработку оптимальных методик физической подготовки для молодых каратистов, являются важным этапом в совершенствовании учебно-тренировочного процесса и способствуют формированию высококвалифицированных спортсменов, способных достигать выдающихся результатов на международной арене.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

25-29 75
Аннотация

Актуальность. В настоящее время отсутствуют знания о том, какой нагрузке подвергается сердечно-сосудистая система во время выполнения специальных беговых упражнений (СБУ), как длительное выполнение беговых упражнений влияет на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Так, остаются неизученными: какая средняя частота сердечных сокращений (ЧССср) свойственна для СБУ, каких максимальных величин она может достигать во время выполнения того или иного бегового упражнения, что не позволяет обосновано их использовать для достижения определённых целей в процессе физической подготовки.
Целью данного исследования было изучение функционирования сердечно-сосудистой системы женщин во время выполнения специальных беговых упражнений.
Методы и организация исследования. Для достижения цели был проведён эксперимент, в котором приняли участие 6 женщин. Перед процедурой тестирования испытуемые выполняли разминку, включающую пятиминутный медленный бег и упражнения на гибкость. Затем испытуемые в кроссовой обуви выполняли следующий комплекс бега и беговых упражнений: медленный бег, бег с захлёстом голени, бег на прямых ногах, бег с высоким подниманием колена, перекат с пятки на носок, семенящий бег, бег прыжками, быстрый бег, длина дистанции, на которой выполнялись бег и СБУ составляла 100 метров. Для определения показателей ЧСС использовались мониторы сердечного ритма Полар и нагрудные датчики ЧСС H9.
Выводы. Результаты эксперимента показали, что большинство упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых способностей, оказались более нагрузочными по сравнению с упражнениями, направленными на развитие выносливости. Таким образом, применяя специальные беговые упражнения в процессе физической подготовки с целью развития физических качеств, следует учитывать особенности деятельности сердечно-сосудистой системы в ходе их выполнения, и в зависимости от уровня подготовленности занимающихся, необходимо регулировать интенсивность физической нагрузки за счёт изменения различных характеристик: длины дистанции выполнения, числа повторений, интервалов отдыха или темпа выполнения специальных беговых упражнений.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

31-36 109
Аннотация

Актуальность Статья посвящена изучению представлений о групповых эмоциях спортивной команды как малой группы. Достижение общегрупповых целей усложняется в рамках внутригруппового взаимодействия в связи с необходимостью одинакового включения в данный процесс всех членов команды. В процессе командной деятельности наблюдается усиление эмоций и переживаний, что сказывается на эффективности работы.
Цель исследования – определить влияние коллективных эмоций на командный настрой в игровых видах спорта.
Методы и организация исследования. Известно, что коллективные эмоции, разделяемые участниками группы, могут быть как положительными (гордость за свою страну, радость за успех своей команды), так и отрицательными (страх, гнев). Примечателен тот факт, что коллективные переживания нужны и важны для команды, так как усиливают эффективность взаимодействия между ее членами. Коллективные эмоции в виде праздничных переживаний, переживаний болельщиков на спортивных состязаниях, этнических, религиозных и патриотических, эстетических, соревновательных характер для непостоянных групп.
Анализ научных данных по данной проблеме позволил выявить, что изучение механизмов и природы возникновения групповых эмоций сконцентрировано на анализе преимущественно негативных групповых эмоций, либо на изучении коллективных эмоций в группах непостоянного характера взаимодействия. Нельзя не отметить тот факт, что групповая деятельность носит стрессогенный характер особенно в сфере командного спорта. Многие исследователи в области психологии спорта подчеркивают существование дополнительных стрессоров в области командного спорта, сопряженных с необходимостью постоянного взаимодействия с другими людьми для достижения общей цели. Поэтому особого внимания заслуживает изучение такого феномена как групповой копинг.
Выводы. Таким образом, важную роль играет детальное изучение группового копинга в преодолении стресса командой, его значимость в процессе выражения групповых эмоций, интересны механизмы его возникновения и управления им с целью повышения уровня психологической подготовленности современных спортсменов командного спорта.

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

38-43 74
Аннотация

Актуальность. В статье приводятся особенности определения индивидуального уровня интенсивности специфических нагрузок высококвалифицированных пловцов спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата и спорта слепых. Постановка целей подготовки в различные периоды тренировочного процесса, подбор объема и интенсивности нагрузок, средств и методов тренировки, а также частоты тренировочных занятий определяются индивидуальными функциональными возможностями пловца с ОВЗ, его анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, степенью адаптивности ответных реакций различной срочности, доступностью выполняемых упражнений для него, медицинскими ограничениями, обусловленными нозологией.
Цель исследования - особенности определения индивидуальной тренировочной нагрузки высококвалифицированных пловцов спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА) и спорта слепых.
Методы и организация исследования. Для достижения цели применен анализ научной литературы по теме исследования. По теме исследования проведен обзор более 30 научных источников, из них в содержание публикации включены 4 отечественных, 3 зарубежных наименования, а также теоретические данные научно-исследовательской работы комплексной научной группы по паралимпийскому плаванию России.
Выводы. Результаты проведенного исследования могут быть учтены при составлении режима и методики спортивной тренировки пловцов в адаптивном спорте, с учетом нозологических факторов.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

45-52 150
Аннотация

Актуальность. Для людей с ограниченными возможностями здоровья и особенно лиц с интеллектуальными нарушениями (ЛИН) физическая культура и спорт являются важным и очень сильным средством, оказывающим комплексное влияние на уровень физического здоровья, социализацию, адаптацию и интеграцию их в общество.
Цель исследования: изучение влияния адаптивной физической культуры на психофизиологическое состояние лиц с интеллектуальными нарушениями.
Методы и организация исследования: литературный анализ, теоретический анализ и обобщение полученных результатов. Исследование физического развития лиц с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) является важным фактором при мониторинге психофизиологического состояния, особенно при занятиях адаптивной физической культурой и спортом.
Выводы. Проведенный анализ научной литературы позволил выявить методы и методики, используемые для оценки и контроля психофизиологического состояния лиц с нарушением интеллекта. Это, как правило, известные и широко используемые врачами и специалистами методики, такие как: электро- и магнитоэнцефалография, электрокардиография, электромиография, электродермография, оценка кардиореспираторной тренированности, оценка работы вегетативной нервной системы (кардиовариабельность, частота сердечных сокращений, суточный мониторинг), регистрация реакций глаз (мигание, движение глаз, пупиллометрия), исследование вызванных потенциалов, тесты на время реакции, изучение функций и работы механизмов внимания.

53-61 126
Аннотация

Актуальность. Студенческий спорт занимает важное место в системе физического воспитания и спорта в высших учебных заведениях. Он предоставляет студентам платформу для физической активности, играет значительную роль в формировании здорового образа жизни, воспитании гармонично развитой личности, укреплении здоровья и повышении физической подготовленности студентов. В настоящее время студенческий спорт сталкивается с рядом проблем, которые требуют оперативного решения. Развитие студенческого спорта требует комплексного подхода, включающего в себя решение стоящих перед нами основных проблем.
Цель исследования - рассмотрение наиболее актуальных проблем и перспектив развития студенческого спорта, а также решения для улучшения ситуации.
Методы и организация исследования: Рассматривая перспективы развития, можно отметить несколько направлений, которые необходимо развивать параллельно друг другу. Этими направлениями являются: организация соревнований, развитие спортивной инфраструктуры, популяризация студенческого спорта, финансовая поддержка.
Выводы. Решая эти проблемы, мы можем создать благоприятную среду для студенческого спорта, которая будет способствовать развитию физического, умственного и социального благополучия студентов. Студенческий спорт имеет огромный потенциал, чтобы оказывать положительное влияние на жизнь студентов, и решая актуальные проблемы, мы можем продолжать его развитие и предоставлять будущим поколениям возможности для достижения высот.

IT-ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ

63-69 66
Аннотация

Актуальность. В интеллектуальных видах спорта (шахматы, го) преимущество искусственного интеллекта уже никем не ставится под сомнение. Однако в игровых видах спорта по-прежнему управление игрой осуществляют тренеры. Тем не менее, сегмент ИТ сервисов игровой аналитики уже выглядит впечатляюще. Информационный массив игрового вида спорта слишком велик для одного тренера. Тренеры еще могут выделить 1-2 сильнейших и слабейших игроков. А что творится в середине списка - они не знают. Если их попросить расставить игроков в порядке убывания их игры по одному из компонентов, то они сочтут это за издевательство. Вместо локальной модели игры под каждую встречу тренеры годами выстраивают модель игры своей команды под универсального соперника. Поэтому тренеры используют потенциал команды, в среднем, только на 67%. Этот нереализованный потенциал команды может дать примерно 22-28% очков дополнительно в зависимости от ряда факторов.
Цель исследования - получение предельно возможного результата игры через просчет выгодных разменов.
Методы и организация исследования. Используемая технология получила название PIRS и была успешно опробована на сборной России по мини-футболу, которая переместилась с 5 места в мировом рейтинге в 2011 году на 1 место в 2018. Для работы технологии был создан сервис www.ra-first.com, который из данных по играм сайта flashscore.com формирует рейтинг команд. Это позволяет на основе видеозаписи получать точные значения рейтингов игроков и в дальнейшем из разницы рейтингов считать вероятности выиграть единоборства, просчитывать сценарий игры, комбинации, замены и т.п. Однако PIRS предполагала ручной сбор данных. Настоящий проект может позволить получить нейросети, способные автоматически анализировать технико-тактические единоборства (ТТЕ), размены. Другим возможным продолжением проекта является подсказывание игроку в наушник план его дальнейших действий. Технология PIRS наилучшим образом подходит для комплектования сборной команды России, игроки которой играют в самых разных клубах мира.
Выводы. Основная проблема всех ИТ-продуктов для спорта в том, что их делали ИТ-шники с целью продать. Не научные работники с целью решить проблему, а ИТ-шники для продажи. Как результат, полученные в итоге цифры не только бесполезны, но еще и создают информационный мусор в голове тренера. При этом все продукты ИТ не предполагают переноса анализа предшествующего матча на последующий. Эту миссию переадресуют тренеру.

70-76 82
Аннотация

Актуальность. В данной статье рассматриваются вопросы повышения квалификации педагогов в области цифровизации образования на основе анализа нормативных документов и потребностей участников образовательного процесса. Предложена структура программы повышения квалификации преподавателей.
Цель исследования – определить перспективы повышения квалификации преподавателей в области цифровизации образования.
Организация и методы исследования. С целью определения уровня сформированности у педагогов компетенций в области цифрового образования было проведено анкетирование преподавателей, которое направлено на определение отношения педагогов к цифровизации образования и их готовность использовать ее инструменты. В опросе участвовало 73 преподавателя Екатеринбургского института физической культуры. Проведённый опрос среди преподавателей показал следующие результаты.
Выводы. На основании нормативных документов и проведённого опроса с целью повышения квалификации педагогов в области цифрового образования была разработана программа повышения квалификации «Современные информационные технологии в профессиональном образовании в сфере физической культуры и спорта».

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ

78-84 107
Аннотация

Актуальность. В настоящее время система профессионального образования требует всё больше новых подходов и методов управления и организации образовательных процессов вне зависимости от профильной специализации. Одним из таких подходов и ключевых направлений являются нейротехнологии и, связанные с ними, нейронауки, способные в будущем улучшить качество обучения студентов и их дальнейшую профессиональную деятельность.
Цель исследования – изучить возможности оптимизации и исправления различных функций мозга с помощью специальных методических систем и подходов.
Организация и методы исследования. Трендовым направлением развития нейротехнологической сферы, на сегодняшний день, является образовательная система, которая всецело отвечает требованиям технологического становления нашего общества. Это свидетельствует о том, что применение данных технологий может реализовываться при помощи следующих методических и цифровых подходов. Учёные в сфере нейрофизиологии, уже сейчас, высказывают мнение о том, что к 2030 году удастся интегрировать нейротехнологии во многие сферы образования не только студентов в средних и высших профессиональных учреждениях, но и управления персоналом и менеджмента, что позволит создать и укрепить новые способы обучения, повышающие эффективность восприятия и усвоения поступающей информации и стать причиной создания более устойчивых систем понимания работы своего мозга и его применения в процессе профессионального становления.
Выводы. Современные нейротехнологии открывают новые способы и подходы в развитии и модификации образовательной среды. Главным преимуществом применения данных технологий является оценка и дальнейшая система совершенствования учебного процесса, при помощи тренировок когнитивных функций мозга обучающихся: внимания, памяти, концентрации и т.д.

85-90 102
Аннотация

Актуальность. В статье рассматривается влияние глобализации олимпийского движения на культуру, экономику и политику. Олимпийское движение, с его корнями в глубокой истории, давно стало не только спортивным событием, но и символом международного единства, сотрудничества и подвержен влиянию политических аспектов
Целью данной работы является анализ влияния мирового сотрудничества на олимпийское движение в разных сферах.
Организация и методы исследования. Процесс мировой интеграции относится к увеличению связей и взаимозависимости между странами в различных сферах, таких как экономика, культура, политика и социальные взаимодействия. Влияние глобализации на олимпийское движение включает как положительные, так и отрицательные аспекты, а точные идеи и мнения по этому вопросу могут различаться. Для оценки экономических и социальных выгод от проведения таких мега-событий, как Олимпиада, было создано множество исследований. Результаты оказались смешанными, а после завершения мероприятия аналитическая работа практически не проводится. Кроме того, как показывают научные исследования, помимо не востребованности спортивных объектов и стадионов, предварительные ожидания в отношении темпов роста ВВП и экономических последствий уже после самого мероприятия, как правило, оказываются выше итоговых показателей.
Выводы. Были выявлены положительные и отрицательные аспекты влияния глобализации. В целом, олимпийское движение и глобализация оказывают сильное влияние на культуру, экономику и политику. Важно учитывать и понимать, как положительные, так и отрицательные аспекты этого влияния, чтобы продолжать развивать и совершенствовать Олимпийские игры в будущем.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3245 (Online)